• Приглашаем посетить наш сайт
    Толстой А.Н. (tolstoy-a-n.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1863"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J L M N O P Q R S T U V W X
    Поиск  
    1. Мешинг Эдгар: Федор Кузьмич Сологуб. 1863–1927. Воспоминания
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    2. Григорьева Е.: Федор Сологуб в мифе Андрея Белого
    Входимость: 1. Размер: 90кб.
    3. Тэффи H.A.: Федор Сологуб
    Входимость: 1. Размер: 38кб.
    4. Мирский Д.С.: Сологуб
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    5. Королева Ортруда. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    6. Магомедова Д.М.: Сологуб Ф. Биобиблиографическая справка
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    7. Ходасевич В.: Сологуб
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    8. Критика и биография Федора Сологуба
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    9. Ерофеев В: Тревожные уроки 'Мелкого беса'
    Входимость: 1. Размер: 48кб.
    10. Интервью газете "Биржевые ведомости"
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    11. Хроника жизни и творчества
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    12. Венгеров С.С.: Ф.К. Тетерников
    Входимость: 1. Размер: 9кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Мешинг Эдгар: Федор Кузьмич Сологуб. 1863–1927. Воспоминания
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    Часть текста: литературе 2 и в котором он нарисовал ставшую в конце концов для него характерной реалистическую фантазию о тревожной душевной жизни ребенка. Герой живет как бы под гипнозом игры теней, которые оживают для его развлечения на освещенной стене усилиями измученных материнских рук. И после смерти ребенка сама безутешная мать поддается чарам этих жутких теней, чья темная мощь оказывается сильнее сопротивления, которое могли оказать этой силе ее ослабевшие больные нервы 3 . Эту трагическую историю Сологуб рассказал с такой впечатляющей силой, что она должна была потрясти любого читателя. С этого времени я не переставал интересоваться Сологубом, слышал иногда, что его называют «чародеем» «тайновидцем», но не имел случая лично встретиться с ним, несмотря на то, что постоянно вращался в литературно-артистических кругах и имел общих с Сологубом друзей, которые, как и я, внимательно следили за его новыми произведениями. В 1896 году внимание привлек его первый небольшой том стихотворений 4  — не столько своим мрачным содержанием, где уже существенную роль играли тени, мечты и смерть, сколько суверенным господством формы и своенравным, но мастерским использованием языка. Сологуб, уроженец Петербурга, жил тогда — и это очень характерно для него — в одном из наиболее грязных закоулков столицы, в до предела замызганном доме, со своей сестрой 5 , не очень-то отличавшейся от брата-поэта, «чародея», который мог весь вечер просидеть в компании, не проронив ни слова. И если он иногда что-то и изрекал, то нечто малоприятное, совсем не то, что хотелось бы от него услышать. Всякого рода сплетни о Сологубе получили тогда широкое распространение в кругах богемы, в них, вероятно, не было и искорки правды. Сологуб был поначалу осмеян, признан в полной мере лишь немногими, а затем за одну ночь стал знаменитым — как автор «Мелкого беса» 6 (в...
    2. Григорьева Е.: Федор Сологуб в мифе Андрея Белого
    Входимость: 1. Размер: 90кб.
    Часть текста: достаточно взглянуть на процесс рецепции с точки зрения теории интерпретации или коммуникации, как становится очевидным, что его понимание должно быть осложнено такими логическими понятиями как деформация, отклонение и редукция. Иными словами, то, что можно было бы определить как "неверное понимание" исходного текста, если бы вообще было бы возможно определение "верного понимания". Как правило, такой подход является уделом критики и выражается в форме обвинений авторами друг друга в "неправильной" трактовке того или иного текста. В то же время, среди аналитиков вопрос верификации беллетристики чрезвычайно непопулярен, он почитается несуществующим и недостойным научного внимания. Тем не менее, думается, и здесь могут быть намечены некоторые более или менее верифицируемые линии в стратегии анализа "непонимания" как одной из важнейших составляющих процесса интерпретации и, соответственно, рецепции. Пример, на котором я попытаюсь выстроить эту стратегию, представляется весьма показательным по ряду причин. Оба анализируемых автора принадлежат к одному направлению и периоду развития русской литературы, т. е. их творчество имеет достаточно оснований для соположения. С другой стороны, они являются представителями идеологически и методологически противонаправленных течений внутри направления, что в свою очередь создает предпосылку для полемики. Близость художественных методов и системы образов, и, с другой стороны, очевидные противоречия, были вполне осознаны обоими авторами, что естественно...
    3. Тэффи H.A.: Федор Сологуб
    Входимость: 1. Размер: 38кб.
    Часть текста: ничего нельзя было читать. Вернувшийся в залу пристав, удивляясь чрезмерной возбужденности аудитории, спрашивал: - Что она там такое читала? - А вот только то, что в программе. "Моя любовь, как странный сон". - Чего же они, чудаки, так волнуются? Ведь это же ейная любовь, а не ихняя. Но в то время, с которого я начинаю свой рассказ, стихи эти я читала только в тесном писательском кружке. И вот мне говорят странную вещь: - Вы знаете, что Сологуб написал ваших "Пчелок"? Я Сологуба еще не знала, но раз где-то мне его показывали. Это был человек, как я теперь понимаю, лет сорока, но тогда, вероятно потому, что я сама была очень молода, он мне показался старым, даже не старым, а каким-то древним. Лицо у него было бледное, длинное, безбровое, около носа большая бородавка, жиденькая рыжеватая бородка словно оттягивала вниз худые щеки, тусклые, полузакрытые глаза. Всегда усталое, всегда скучающее лицо. Помню, в одном своем стихотворении он говорит: Сам я и беден и мал, Сам я смертельно устал... 1 Вот эту смертельную усталость и выражало всегда его лицо. Иногда где-нибудь в гостях за столом он закрывал глаза и так, словно забыв их открыть, оставался несколько минут. Он никогда не смеялся. Такова была внешность Сологуба. Я попросила, чтоб нас познакомили. - Федор Кузьмич, вы, говорят, переделали на свой лад мои стихи. - Какие стихи? - "Пчелка". - Это ваши стихи? - Мои. Почему вы их забрали себе? - Да, я помню, какая-то дама читала эти стихи, мне понравилось, я и переделал их по-своему. - Эта дама - я. Слушайте, ведь это же нехорошо так забрать себе чужую вещь. - Нехорошо тому, у кого берут, и недурно тому, кто берет. Я засмеялась. - Во всяком случае, мне лестно, что мои стихи вам понравились. - Ну вот видите. Значит, мы оба довольны. На этом дело и кончилось. Через несколько дней получила я от...
    4. Мирский Д.С.: Сологуб
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    Часть текста: переведен в Петербург. Только после огромного успеха своего знаменитого романа "Мелкий бес" он смог оставить педагогическую службу и жить на литературные заработки. Как и другие символисты, Сологуб был аполитичен и, хотя в 1905 г. был настроен революционно, в 1917 г. и позднее был холодно отчужден от происходящего. В 1921 г. при трагических и таинственных обстоятельствах погибла жена Сологуба - известная в литературе под именем Анастасия Чеботаревская, - но кроме этого в личной жизни Сологуба не было крупных событий и его биография состоит из истории его творчества. Он начал писать с восьмидесятых годов, но первые десять лет не имел никаких связей с литературным миром. Его первые книги были изданы в 1896 г. - сразу три: сборник стихов, сборник рассказов и роман "Тяжелые сны", над которым он работал больше десяти лет. Следующий сборник стихов и следующий сборник рассказов появились только в 1904 г. Для лучшего своего романа "Мелкий бес", над которым он работал с 1892 по 1902 гг., Сологуб в течение многих лет не мог найти издателя. Его наконец стали печатать в 1905 г. в приложениях к журналу, но журнал...
    5. Королева Ортруда. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    Часть текста: 1863-1927) до сих пор основательно не изучено. Помимо неоднократно переиздававшегося романа "Мелкий бес", небольшой части его поэтических произведений (общее количество которых выражается четырехзначным числом), вошедшей в книги большой и малой серии "Библиотеки поэта" и одиннадцати рассказов, включенных в минский сборник Сологуба "Свет и тени", книги его в советское время не издавались. Если учесть, что значительная часть его стихов, почти все статьи и некоторые рассказы были опубликованы лишь в периодических изданиях, малодоступных либо вообще недоступных рядовому читателю, вопрос о научном и комментированном издании его произведений становится особенно важным. Произведения, никогда не публиковавшиеся, были, по большей части, сожжены самим писателем за несколько месяцев до смерти; уцелели лишь немногие. Несколько лучше обстоит дело с его перепиской: письма Сологуба к В. Брюсо-ву, Вяч. Иванову, В. Мейерхольду сохранились и тоже ждут своей публикации. В настоящее издание вошла лишь малая часть творческого наследия Сологуба. Помимо романа "Творимая легенда" (в первом издании "Навьи чары") в книгу включены статьи Сологуба, необходимые для понимания сложного и противоречивого внутреннего мира писателя. Особое место занимает корпус биографических материалов, печатающихся по малодоступным или архивным источникам и достаточно полно представляющих жизненный и творческий путь Федора Сологуба. Все тексты, вошедшие в книгу, печатаются по последним прижизненным публикациям, со сверкой (во всех случаях, когда это возможно) по рукописи, послужившей непосредственным источником текста при печатании. Пунктуация Сологуба, не всегда совпадающая с общеприня-той нормой, сохранена, так как автор придавал ей большое значение, педантически выправляя ее во всех случаях, когда авторская воля не учитывалась...
    6. Магомедова Д.М.: Сологуб Ф. Биобиблиографическая справка
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    Часть текста: им опубликовано более 10 стихотворений. В 1883 г. начал роман "Тяжелые сны" (окончен в 1894 г.), с 1889 г. начал переводить Верлена. После переезда в Санкт-Петербург сблизился с редакцией журнала "Северный вестник", объединявшего вокруг себя первое поколение русских символистов (Л. Гуревич, А. Волынский, Н. Минский, З. Гиппиус, Д. Мережковский). В 1892- 1897 гг. опубликовал в журнале ряд рассказов, стихотворений, рецензий, роман "Тяжелые сны". В редакции был придумав псевдоним Сологуб. В 1895-1896 гг. выходят первые сборники С. ("Стихи. Книга первая", 1895; "Тени. Рассказы и стихи", 1896). С конца 1899 г. С. сотрудничал в ряде петербургских журналов и газет, особенно активно - во всех символистских журналах и альманахах ("Мир искусства", "Новый путь", "Вопросы жизни", "Весы", "Золотое руно", "Перевал", "Северные цветы", "Факелы" и т. д.). В годы революции 1905-1907 гг. С. публикует роман "Мелкий бес" (Вопросы жизни.- No 6-11; отд. изд. в 1907. г.), сотрудничает в сатирических журналах, публикуя в них политические стихотворения, а также пародии на духовенство и светскую власть. ...
    7. Ходасевич В.: Сологуб
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    Часть текста: Федором Сологубом, лет которому уже за тридцать, а по виду и того много больше. Никто не видел его молодым, никто не видел, как он старел. Точно вдруг, откуда-то появился - древний и молчаливый.    "Рожденный не в первый раз и уже не первый завершая круг внешних преображений"... - так начинает он предисловие к лучшей, центральной в его творчестве книге стихов. Кто - то рассказывал, как Сологуб иногда покидал многолюдное собрание своих гостей, молча уходил в кабинет и там оставался долго. Был радушным хозяином, но жажда одиночества была в нем сильнее гостеприимства. Впрочем, и на людях он порой точно отсутствовал. Слушал - и не слышал. Молчал. Закрывал глаза. Засыпал. Витал где - то, куда нам пути не было. Звали его колдуном, ведуном, чародеем.    Я впервые увидел его в начале 1908 года, в Москве, у одного литератора. Это был тот самый Сологуб, которого на известном портрете так схоже изобразил Кустодиев. Сидит мешковато на кресле, нога на ногу, слегка потирает маленькие, очень белые руки. Лысая голова, темя слегка заостренное, крышей, вокруг лысины - седина. Лицо чуть мучнистое, чуть одутловатое. На левой щеке, возле носа с легкой горбинкой, - большая белая бородавка. Рыжевато - седая борода клином, небольшая, и рыжевато - седые, висящие вниз усы. Пенснэ на тонком шнурке, над переносицей складка, глаза полузакрыты. Когда Сологуб их открывает, их выражение можно бы передать вопросом :    - А вы все еще существуете?    Таким выражением глаз встретил и меня Сологуб, когда был я ему представлен. Шел мне...
    8. Критика и биография Федора Сологуба
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: и биография Федора Сологуба Критика: Белый Андрей: Сологуб (из сборника "Луг зеленый") Волошин М.А.: Леонид Андреев и Феодор Сологуб Волошин М.А.: Поль Верлэн. Стихи избранные и переведенные Ф. Сологубом Волошин М.А.: Федор Сологуб. "Дар мудрых пчел". Григорьева Е.: Федор Сологуб в мифе Андрея Белого Ерофеев В.: На грани разрыва Ерофеев В.: Тревожные уроки "Мелкого беса" Иванов-Разумник: Ф. Сологуб Левицкий А. А.,Мисникевич Т. В.: "Злополучная мысль" или "мудрая простота"? Лосева М.: Федор Сологуб Пильд Л.: Пушкин в "Мелком бесе" Ф. Сологуба Пустыгина Н. Г.: Символика огня в романе Федора Сологуба "Мелкий Бес" Ходасевич В.Ф.: Федор Сологуб. Тяжелые сны Чуковский Корней: Поэт сквознячка - О Федоре Сологубе Чулков Георгий: Федор Сологуб Эренбург Илья: О Федоре Сологубе Биография: Венгеров С.С.: Ф.К. Тетерников Гиппиус Зинаида: Отрывочное. О Сологубе Грачева А.: К истории отношений Алексея Ремизова и Федора Сологуба (Введение к теме) Магомедова Д.М.: Сологуб Ф. Биобиблиографическая справка Мирский Д.С.: Сологуб Мисникевич Т.В.: Международная конференция "Федор Сологуб и мировая культура" Тэффи...
    9. Ерофеев В: Тревожные уроки 'Мелкого беса'
    Входимость: 1. Размер: 48кб.
    Часть текста: русский писатель Евгений Замятин, и заключал: "Жестокое время сотрет многих, но Сологуб - в русской литературе останется". Сейчас, на закате века, ясно, что пророчество Замятина сбылось, Сологуб навсегда остался в русской литературе, но время, оказавшись и впрямь жестоким, сделало все, чтобы его "стереть". Один из наиболее Знаменитых писателей начала столетия, Сологуб умер в 1927 году, и с тех пор его книги переиздавали крайне скупо и неохотно. Несомненный шедевр Сологуба, роман "Мелкий бес", после долгого перерыва вышел в свет в Кемеровском издательстве в 1958 году, и опять последовала тягостная пауза. Должно быть, слишком круто сворачивал Сологуб "с наезженных путей", слишком пугающим был его маршрут. До того как стать прославленным писателем, Сологуб, подлинное имя которого - Федор Кузьмич Тетерников, прожил несчастные годы полунищенского детства (род. в 1863 г.), прошел через порки и унижения, затем, уже окончив Учительский институт, на целое десятилетие отправился учительствовать в дикий мир русской провинции 80-х годов, так что в предисловии к "Мелкому бесу" с полным основанием писал: "Все анекдотическое, бытовое, психологическое в моем романе основано на очень точных наблюдениях, и я имел для моего романа достаточно "натуры" вокруг себя". Сологуб рано начал писать стихи, писал много, изливая в стихах уязвленную душу, писал...
    10. Интервью газете "Биржевые ведомости"
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    Часть текста: - Мистика Сологуба. - Новые замыслы и работы Сологуба. I Едва ли есть сейчас другой писатель, даже не столь громкой известности, судьба и биография которого окутаны были бы такой неизвестностью, как у Ф. К. Сологуба. Вопреки духу века и общей готовности идти навстречу читательскому любопытству, Сологуб прячется от этих любопытствующих глаз, задвигает свою личность многочисленными томиками своих сочинений, как бы заботится о том, чтобы, зная его книги, не знали его самого. Такая жизнь свойственна была нашим старикам. Так жил Альбов, так прожил жизнь Мамин-Сибиряк. В недавнее время захвата внимания литературными новичками и молодёжью кто только не знакомил публику со своей биографией! Сологуб выдержал характер и в эти дни. Один из сборников новейших стихов дал в автографах биографические наброски всех ныне действующих поэтов и поэтиков. На листке Сологуба вы читаете: - Я с большим удовольствием исполнил бы всякую вашу просьбу, но это ваше желание не могу исполнить. Моя биография никому не нужна. Биография писателя должна идти только после основательного внимания критики и публики к сочинениям. Пока этого нет. В другое место, в один литературный альманах, где откровеннейшим образом, с самодовольнейшими росчерками расписалась многочисленная литературная молодёжь, вместо автобиографии Сологуб дал тот же ответ, только уже с оттенком почти раздражения. - Моей автобиографии я прислать не могу, так как думаю, что моя личность никому не может быть в такой степени интересна. Да мне и некогда заниматься таким ненужным делом, как писание автобиографии. Обыкновенно в таких случаях читателю помогают словари. Возьмите лучшие энциклопедии, - в них вы найдёте только год рождения Сологуба (1863) и, в лучшем случае, ещё одно указание, что он долго...