• Приглашаем посетить наш сайт
    Херасков (heraskov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1921"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J L M N O P Q R S T U V W X
    Поиск  
    1. Левицкий А. А.,Мисникевич Т. В.: "Злополучная мысль" или "мудрая простота"?
    Входимость: 13. Размер: 55кб.
    2. Лосева М.: Сологуб
    Входимость: 6. Размер: 23кб.
    3. Мешинг Эдгар: Федор Кузьмич Сологуб. 1863–1927. Воспоминания
    Входимость: 4. Размер: 15кб.
    4. Хроника жизни и творчества
    Входимость: 3. Размер: 27кб.
    5. Чулков Георгий: Федор Сологуб
    Входимость: 2. Размер: 45кб.
    6. Анастасия. 1922 год.
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    7. Грачева А.: К истории отношений Алексея Ремизова и Федора Сологуба (Введение к теме)
    Входимость: 2. Размер: 24кб.
    8. Ходасевич В.: Сологуб
    Входимость: 2. Размер: 27кб.
    9. Царица поцелуев
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    10. * * * ("Топор широкий не отрубит...")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    11. * * * ("Любви неодолима сила...")
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    12. * * * ("Кругом насмешливые лица...")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    13. * * * ("Душа моя без крыл...")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    14. * * * ("Дождик, дождик перестань")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    15. Колыбельная себе
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    16. * * * ("В лес пришла пастушка")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    17. * * * ("Амур - застенчивое чадо")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    18. * * * ("За цветком цветёт цветок")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    19. * * * ("Не глядится никто в зеркала....")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    20. * * * ("Вижу, дочь, ты нынче летом")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    21. * * * ("В моем безумии люби меня...")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    22. * * * ("Румяным утром Лиза, весела")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    23. * * * ("Яро длился милый день...")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    24. * * * ("Снова саваны надели...")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    25. Фимиамы. 1921 год.
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    26. * * * ("Весна сияла ясно")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    27. * * * ("Посмотри, какие башмачки")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    28. * * * ("Не дождь алмазный выпал")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    29. * * * ("Порой томится Дульцинея...")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    30. * * * ("Скоро крылья отрастут")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    31. * * * ("Я создал легенду любви...")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    32. * * * ("Соловей cредь ветвей")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    33. * * * ("Погляди на незабудки")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    34. Магомедова Д.М.: Сологуб Ф. Биобиблиографическая справка
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    35. * * * ("Жаждет сердце тишины...")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    36. * * * ("Тирсис под сенью ив")
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    37. * * * ("Солнце от востока")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    38. Колыбельная Насте
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    39. * * * ("Не пойду я в лес гулять одна")
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    40. Страж великого царя. Действие 4.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    41. * * * ("Стремит таинственная сила...")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    42. * * * ("Нет, я тому не верю, что шепчет мне Колен")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    43. Письма Ф. Сологуба к О. К. Тетерниковой. Часть 4.
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    44. * * * ("Кинжал не нужен для того...")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    45. Мирский Д.С.: Сологуб
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    46. * * * ("Не иссякли творческие силы...")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    47. * * * ("За кустами шорох слышен")
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    48. Интервью газете "Биржевые ведомости"
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    49. * * * ("Ах, лягушки по дорожке")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    50. * * * ("В лугу паслись барашки")
    Входимость: 1. Размер: 2кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Левицкий А. А.,Мисникевич Т. В.: "Злополучная мысль" или "мудрая простота"?
    Входимость: 13. Размер: 55кб.
    Часть текста: Т. В.: "Злополучная мысль" или "мудрая простота"? А. А. Левицкий, Т. В. Мисникевич "Злополучная мысль" или "мудрая простота"? (К творческой истории книги Федора Сологуба "Свирель. Русские бержереты") Тяготение к жанру пасторали наметилось в творчестве Федора Сологуба в начале 1920-х годов. В марте 1922 года в петербургском издательстве "Petropolis" вышла его книга "Свирель. Русские бержереты", 1 включавшая двадцать семь стихотворений, - они же составили раздел "Свирель. В стиле французских бержерет" в книге Сологуба "Небо голубое. Стихи" (Ревель: Библиофил, [1921]), и кроме того, пять из них - раздел "Свирель (В стиле бержерет 18-го века)" в его книге "Одна любовь. Стихи" (Пг.: Myosotis, 1921). 2 Девять стихотворений цикла образовали рукописный сборник "Лиза и Колен", завершенный Сологубом 29 мая 1921 года. 3 Современники связывали появление пасторальных образов и мотивов в лирике Сологуба с общим изменением ее тональности. Ю. Н. Верховский назвал...
    2. Лосева М.: Сологуб
    Входимость: 6. Размер: 23кб.
    Часть текста: дети служанки строго должны были знать свое место. Мать трудилась в поте лица, вымещая на детях усталость и раздражение. Поэтому лирический герой самых первых стихотворений Тетерникова - босоногий поротый мальчик (пороли и били его и в школе, и дома, хотя было не за что - хорошо учился и выполнял всю заданную работу по хозяйству). Сборник "Библиотеки поэта" открывается полудетским стихотворением, написанным в 1879 г., основанным на противопоставлении грубой реальности волшебному миру грез: В мечтанья погруженный, По улице я шел. Я был король влюбленный, Пред мной стоял посол. От милой королевы Кольцо принес он в дар. Привет любимой девы Зажег во мне пожар. И вот в мою столицу Спешит уже она, В парчу и в багряницу Светло облечена. От счастья мои щеки Пылают горячо, И вдруг удар жестокий Я получил в плечо. И голос грубый, строгий Над ухом прогремел: "Мальчишка босоногий! Толкаться как ты смел!" Как из лазури ясной Я на землю упал, И франт, от злости красный, Мне уши натрепал. С поникшей головою Плетуся я вперед, Мальчишки надо мною Смеются из ворот. ("В мечтанья погруженный...", 30 мая 1879) С самых первых опытов для поэта характерны прозаическое отношение к лирическому сюжету, сценки или рассуждения, более привычные для реалистической повести или романа, внимание к бытовым деталям, не отличающимся поэтичностью, прозрачные простые сравнения. Это рассказы в стихах, мрачные и тяжелые, в чем-то близкие чеховским, непоэтические описания и чувства: Простым я подпоясан ремешком, В рубашке ситцевой, зимой суконной, По улице я в школу босиком Хожу, храня порядок заведенный. ("Пошел мне год уже двадцать второй...", 18 сентября 1884) Вот портрет полунищего юноши, у которого нет ни одежды, ни обуви, достойной его положения (ведь в русской культуре одежда - показатель степени благополучия, поэтому и не может пережить Акакий Акакиевич утрату шинели). Ко времени написания этого стихотворения...
    3. Мешинг Эдгар: Федор Кузьмич Сологуб. 1863–1927. Воспоминания
    Входимость: 4. Размер: 15кб.
    Часть текста: Перевод с немецкого, публикация и комментарии СЕРГЕЯ ИСАКОВА Был конец 90-х годов XIX столетия, когда я впервые услышал о Сологубе. Один из его юных коллег — Сологуб был учителем городского училища и из-за псевдонима его часто путали с носителями графской фамилии 1  — с наивным удивлением рассказал мне, что Федор Кузьмич написал рассказ и получил за него из журнала «Северный вестник» гонорар в 3000 рублей, который, я думаю, в три раза превосходил тогдашнее годовое жалованье учителя начальной школы. И при том этот рассказ — «чисто декадентская чепуха», добавлял мой осведомитель, грубоватый материалист по своим убеждениям. Когда же он пересказал содержание этого «декадентского» рассказа, во мне пробудился живой интерес к его автору. Это был рассказ «Тени», которым Сологуб дебютировал в русской литературе 2 и в котором он нарисовал ставшую в конце концов для него характерной реалистическую фантазию о тревожной душевной жизни ребенка. Герой живет как бы под гипнозом игры теней, которые оживают для его развлечения на освещенной стене усилиями измученных материнских рук. И после смерти ребенка сама безутешная мать поддается чарам этих жутких теней, чья темная мощь оказывается сильнее сопротивления, которое могли оказать этой силе ее ослабевшие больные нервы 3 . Эту трагическую историю Сологуб...
    4. Хроника жизни и творчества
    Входимость: 3. Размер: 27кб.
    Часть текста: должность учителя математики). Август: Переезд со всей семьёй в Крестцы (Новгородская губерния). 1882—1885 Служба в Крестецком городском училище. 1884 28 января: Публикация первого произведения Сологуба - стихотворения "Лисица и ёж" в четвёртом номере журнала "Весна" (за подписью Те-рников). Эту дату принято считать началом литературной деятельности Фёдора Сологуба. 1885 1 октября: Перемещён в Великолукское городское училище. Переезд в Великие Луки (Псковская губерния). 1885—1889 Служба в Великолукском городском училище. 1886 Апрель: В журнале «Русский начальный учитель» (№ 4) публикуется первая педагогическая статья Сологуба «О городских училищах». 1889 Осень: Перемещён в Вытегорскую учительскую семинарию. Переезд в Вытегру (Олонецкая губерния). 1889—1892 Служба в Вытегорской учительской семинарии. 1891 Июль: Поездка в Санкт-Петербург. Знакомство с Николаем Минским, сотрудником журнала «Северный вестник». 1892 Сентябрь: Переезд в Санкт-Петербург. Знакомство с редактором журнала "Северный вестник" А. Л. Волынским. 1893 Апрель: В журнале «Северный вестник» впервые появляется псевдоним поэта «Фёдор Сологуб» — им подписано...
    5. Чулков Георгий: Федор Сологуб
    Входимость: 2. Размер: 45кб.
    Часть текста: глаза: — А по-моему, они темнеют... Я конечно догадался, что поэт, намекая на заглавие моей статьи, иронизирует добродушно по поводу этой несколько восторженной литературной декларации. По неопытности я недоумевал, как мне надо отнестись к иронии моего почтенного собеседника. Но Сологуб сам помог мне выйти из затруднительного положения, переведя разговор на мои стихи. У Сологуба тогда была борода, которую он впоследствии сбрил. Портрет Кустодиева 3 очень удачен в отношении сходства. Сологубу можно было тогда дать лет пятьдесят и более. Впрочем, он был один из тех, чей возраст определялся не десятилетиями, а по крайней мере тысячелетиями — такая давняя человеческая мудрость светилась в его иронических глазах. В одно из ближайших воскресений я получил от Сологуба приглашение его посетить. Он жил на Восьмой линии Васильевского острова, в доме Андреевского городского училища, где он служил в качестве инспектора. Сологуб тогда еще не был женат, и в доме хозяйничала его сестра, Ольга Кузьминишна 4 . Это была приветливая, но несколько застенчивая и очень скромная пожилая девушка. Лицом она была похожа на брата. Ходила она по комнатам бесшумно, как ходят монахини. И во всем облике ее было что-то монашеское. И в доме была чистота и порядок, как в монастырских кельях. Брат и сестра были чрезвычайно гостеприимны. Ужины они устраивали вкусные, угощая домашними соленьями и всякими яствами, и казалось, что ты сидишь не в Петербурге, а где-нибудь в далекой провинции, где люди хлебосольны и мастера готовить всякие настойки и закуски. В салоне Мережковских шли горячие дебаты на религиозно-философские темы; произносились монологи и диалоги, иногда речи походили на проповедь... У Сологуба таких «платоновских» бесед 5 не устраивалось, И...
    6. Анастасия. 1922 год.
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    Часть текста: Анастасия. 1922 год. * * * ("Унесла мою душу...") * * * ("Я создал легенду любви...") Колыбельная себе * * * ("Я дышу, с Тобою споря...") * * * ("Мой ангел будущее знает...") * * * ("Как я с Тобой ни спорил, Боже...") * * * ("Творца излюбленное чадо...") * * * ("Ты – Воскресение! Ты, Смертью смерть поправ...") * * * ("По цветам, в раю цветущим...") * * * ("Налей в бокал какое хочешь...") * * * ("Войди в меня, побудь во мне...") * * * ("Когда войдем мы ликовать...") * * * ("Я не хочу захоженных дорог...") * * * ("Прими Ее, мой пламенный двойник...") * * * ("Я дикий голод вспоминаю...") * * * ("Всё дано мне в преизбытке...") Цикл "Анастасия" объединяет часть стихотворений, написанных в 1921-1922 гг. под впечатлением гибели жены Анастасии Сологуб-Чеботаревской (утопилась 23 сентября 1921 г.). В полном составе и авторской композиции цикл был впервые опубликован в 1997 году А. В. Лавровым в книге "Неизданный Федор Сологуб".
    7. Грачева А.: К истории отношений Алексея Ремизова и Федора Сологуба (Введение к теме)
    Входимость: 2. Размер: 24кб.
    Часть текста: Ремизова, причем акцент будет сделан: во-первых, на психологической стороне этих отношений, во-вторых, на представлении о Сологубе в сознании и творческой практике Ремизова, намного пережившего своего собрата по перу. Это "введение к теме" предваряет готовящуюся к публикации переписку Ремизова и Сологуба, основная часть которой сохранилась в личных архивах писателей в Пушкинском Доме и Российской национальной библиотеке. Знакомство Ф. Сологуба с А. Ремизовым состоялось в 1905 г., когда последний переехал в Петербург, стал служить в редакции журнала "Вопросы жизни" и вошел в литературный круг петербургских символистов. Говоря о психологической подоснове взаимоотношений обоих писателей, изначально необходимо учитывать одно обстоятельство. В 1905 г. на страницах журнала "Вопросы жизни" одновременно появились два романа - "Мелкий бес" Сологуба и "Пруд" Ремизова. Оба произведения были реализацией эстетических принципов символистской прозы. Частично были сходны и их символические образы, в которых авторы сконцентрировали свои представления об инфернальной и иррациональной подоснове мирового бытия. Определенным коррелятом образа знаменитой сологубовской "недотыкомки" был ремизовский образ столь же неясной "плямки", являющейся главному герою в роковые моменты его жизни. Как уже было сказано, по своей эстетической природе оба романа были явлениями одного типологического ряда. Однако по художественной форме произведение Сологуба намного превосходило творение Ремизова, которому, тем не менее, сам автор придавал особую значимость, до конца дней считая его одним из своих важнейших произведений. Закономерно, что "Мелкий бес" фактически заслонил ремизовский роман и для читателей, и для критиков. Как...
    8. Ходасевич В.: Сологуб
    Входимость: 2. Размер: 27кб.
    Часть текста: "Некрополь".     И верен я, отец мой, Дьявол,    Обету, данному в злой час,    Когда я в бурном море плавал    И Ты меня из бездны спас.    Тебя, отец мой, я прославлю    В укор неправедному дню,    Хулу над миром я восставлю    И соблазняя соблазню. Федор Сологуб.    У тебя, милосердного Бога,   Много славы, и света, и сил.    Дай мне жизни земной хоть немного,    Чтоб я новые песни сложил. Федор Сологуб.    Он был сыном портного и кухарки. Родился в 1863 году. В те времена "выйти в люди" человеку такого происхождения было не легко. Должно быть, это не легко далось и ему. Но он выбрался, получил образование, стал учителем. О детских и юношеских годах его мы почти ничего не знаем. Учителя Федора Кузьмича Тетерникова, автора учебника геометрии, мы тоже не видим. В нашем поле зрения он является прямо уже писателем Федором Сологубом, лет которому уже за тридцать, а по виду и того много больше. Никто не видел его молодым, никто не видел, как он старел. Точно вдруг, откуда-то появился - древний и молчаливый.    "Рожденный не в первый раз и уже не первый завершая круг внешних преображений"... - так начинает он предисловие...
    9. Царица поцелуев
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    Часть текста: девице, - ибо бес, сильный и над молодыми и над старыми, представил ему прелести этой Девицы в столь очаровательном свете, что старик не мог воспротивиться их обаянию. Женившись, Бальтасар раскаивался не мало, - преклонный возраст не давал ему в полной мере упиться сладостями брачных ночей, а ревность скоро начала мучить его. И не без основания: молодая госпожа Мафальда, - так звали его жену, - скучая скудными ласками престарелого супруга, с вожделением смотрела на юных и красивых. Бальтасару же, по его делам, приходилось отлучаться из дому на целые дни, и только в праздники мог он неотлучно быть с Мафальдою. И потому Бальтасар приставил к ней верную старую женщину Барбару, которая должна была неотступно следовать всегда за его женою. Скучна стала жизнь молодой и страстной Мафальды: уже не только нельзя было ей поцеловать какого-нибудь красивого юношу, но и украдкою брошенный на кого-нибудь умильный взгляд навлекал на нее суровые укоры и беспощадные наказания от ее мужа: ему обо всем доносила сварливая, злая Барбара. Однажды в знойный летний день, когда было так жарко, что даже солнце тяжело задремало в небе...
    10. * * * ("Топор широкий не отрубит...")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    Часть текста: * * * ("Топор широкий не отрубит...") «Топор широкий не отрубит...» Топор широкий не отрубит Его преступной головы, И слава про него затрубит, Но все дела его мертвы. Эфесский храм, сожженный рано, В воспоминаньях вечно свят. Нетленно-юная Диана Не помнит, кто был Герострат. 22 апреля 1921