Поиск по творчеству и критике
Cлово "1922"
Входимость: 9. Размер: 55кб.
Входимость: 5. Размер: 45кб.
Входимость: 4. Размер: 23кб.
Входимость: 4. Размер: 10кб.
Входимость: 2. Размер: 2кб.
Входимость: 1. Размер: 27кб.
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Входимость: 1. Размер: 13кб.
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Входимость: 1. Размер: 27кб.
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 9. Размер: 55кб.
Часть текста: в начале 1920-х годов. В марте 1922 года в петербургском издательстве "Petropolis" вышла его книга "Свирель. Русские бержереты", 1 включавшая двадцать семь стихотворений, - они же составили раздел "Свирель. В стиле французских бержерет" в книге Сологуба "Небо голубое. Стихи" (Ревель: Библиофил, [1921]), и кроме того, пять из них - раздел "Свирель (В стиле бержерет 18-го века)" в его книге "Одна любовь. Стихи" (Пг.: Myosotis, 1921). 2 Девять стихотворений цикла образовали рукописный сборник "Лиза и Колен", завершенный Сологубом 29 мая 1921 года. 3 Современники связывали появление пасторальных образов и мотивов в лирике Сологуба с общим изменением ее тональности. Ю. Н. Верховский назвал "песнопения Одной любви" "светлыми гимнами", в которых "прежние, иногда болезненно утонченные мотивы жуткой и жестокой любви-страсти разрешаются или пластическим созерцанием, в котором смолкает и растворяется "знойный голос крови", или нежностью любви", и увидел в этой книге "светлое приятие любви и жизни, прославляемое песнями свирели..." 4 П. Н. Медведев восхищался "воздушной легкостью" и "изящной простотой" бержерет, созданных поэтом, которого "осенила ясная мудрость и мудрая простота". 5 На этом фоне выделялась рецензия Валерия Брюсова на книгу "Свирель. Русские бержереты". 6 Брюсов отметил, что стихи "просто скучны и больше ничего". Причину неудачи он видел в "самом замысле автора": "Ф. Сологуб напал на злополучную мысль - написать "русские бержереты", т. е. "пастушеские" стихи в приторно-сентиментальном вкусе, как они...
Входимость: 5. Размер: 45кб.
Часть текста: статьи «Светлеют дали» 2 . Сологуб, услышав мою фамилию и пожимая мне руку, сказал, лукаво щуря глаза: — А по-моему, они темнеют... Я конечно догадался, что поэт, намекая на заглавие моей статьи, иронизирует добродушно по поводу этой несколько восторженной литературной декларации. По неопытности я недоумевал, как мне надо отнестись к иронии моего почтенного собеседника. Но Сологуб сам помог мне выйти из затруднительного положения, переведя разговор на мои стихи. У Сологуба тогда была борода, которую он впоследствии сбрил. Портрет Кустодиева 3 очень удачен в отношении сходства. Сологубу можно было тогда дать лет пятьдесят и более. Впрочем, он был один из тех, чей возраст определялся не десятилетиями, а по крайней мере тысячелетиями — такая давняя человеческая мудрость светилась в его иронических глазах. В одно из ближайших воскресений я получил от Сологуба приглашение его посетить. Он жил на Восьмой линии Васильевского острова, в доме Андреевского городского училища, где он служил в качестве инспектора. Сологуб тогда еще не был женат, и в доме хозяйничала его сестра, Ольга Кузьминишна 4 . Это была приветливая, но несколько застенчивая и очень скромная пожилая девушка. Лицом она была похожа на брата. Ходила она по комнатам бесшумно, как ходят монахини. И во всем облике ее было что-то монашеское. И в доме была чистота и порядок, как в монастырских кельях. Брат и сестра были чрезвычайно гостеприимны. Ужины они устраивали вкусные, угощая домашними соленьями и всякими яствами, и казалось, что ты сидишь не в Петербурге, а где-нибудь в далекой провинции, где люди хлебосольны и мастера готовить всякие настойки и закуски. В салоне Мережковских шли горячие дебаты на религиозно-философские темы; произносились монологи и диалоги, иногда речи походили на проповедь... У Сологуба таких «платоновских» бесед 5 не устраивалось, И даже Мережковские, посещая поэта, избегали у него поднимать споры на ответственные темы. У...
Входимость: 4. Размер: 23кб.
Часть текста: поротый мальчик (пороли и били его и в школе, и дома, хотя было не за что - хорошо учился и выполнял всю заданную работу по хозяйству). Сборник "Библиотеки поэта" открывается полудетским стихотворением, написанным в 1879 г., основанным на противопоставлении грубой реальности волшебному миру грез: В мечтанья погруженный, По улице я шел. Я был король влюбленный, Пред мной стоял посол. От милой королевы Кольцо принес он в дар. Привет любимой девы Зажег во мне пожар. И вот в мою столицу Спешит уже она, В парчу и в багряницу Светло облечена. От счастья мои щеки Пылают горячо, И вдруг удар жестокий Я получил в плечо. И голос грубый, строгий Над ухом прогремел: "Мальчишка босоногий! Толкаться как ты смел!" Как из лазури ясной Я на землю упал, И франт, от злости красный, Мне уши натрепал. С поникшей головою Плетуся я вперед, Мальчишки надо мною Смеются из ворот. ("В мечтанья погруженный...", 30 мая 1879) С самых первых опытов для поэта характерны прозаическое отношение к лирическому сюжету, сценки или рассуждения, более привычные для реалистической повести или романа, внимание к бытовым деталям, не отличающимся поэтичностью, прозрачные простые сравнения. Это рассказы в стихах, мрачные и тяжелые, в чем-то близкие чеховским, непоэтические описания и чувства: Простым я подпоясан...
Входимость: 4. Размер: 10кб.
Часть текста: как мелкий бес неотступно, словно навязчивый мышиный кошмар, выгрызал душу Логина, как он выгрызет и опустошит душу Нюты. Увидел и стал ненавидеть. Стал преодолевать юркую мерзость, но сделал это всего наполовину. Сологуб - лишь разрушитель. Во втором романе он трижды плюнул на "Мелкого беса", только зачурался, только разорвал его волшебные круги, но не покорил себе. Закрестить "Мелкого беса" Сологуб не мог - или не хотел. КОММЕНТАРИИ Федор Сологуб. Тяжелые сны . - ЗР. 1906. No 2. С. 130-131. Ходасевич высоко ценил прозу Сологуба, в особенности - рассказы. Под влиянием сб. "Истлевающие личины" (М.: Гриф, 1907) складывался образ СД: серые "домашние" Сологуба в родстве с "мышами" Ходасевича. В 1911 г. вместе с автором Ходасевич подготовил для изд-ва "Польза" (серия "Универсальная библиотека") три книжечки рассказов Сологуба. Позже прозу Сологуба считал вторичной, производной от его поэзии: "Слишком часто беллетристические произведения этого автора суть лишь развитие того, что уже раньше было им высказано в стихах, притом в более сжатой, строгой и выразительной форме. Стихи Сологуба в буквальном смысле предваряют многие его рассказы" (PB. 1914. 10 декабря). С. 378. "Жало смерти" - сб. рассказов Сологуба (М.: Скорпион, 1904). "Вопросы жизни" (1905) - журнал, в издании которого принимали участие С. Булгаков, Н. Бердяев, А. Блок, В. Брюсов, Вяч. Иванов и др. -...
Входимость: 2. Размер: 2кб.
Часть текста: Анастасия. 1922 год. * * * ("Унесла мою душу...") * * * ("Я создал легенду любви...") Колыбельная себе * * * ("Я дышу, с Тобою споря...") * * * ("Мой ангел будущее знает...") * * * ("Как я с Тобой ни спорил, Боже...") * * * ("Творца излюбленное чадо...") * * * ("Ты – Воскресение! Ты, Смертью смерть поправ...") * * * ("По цветам, в раю цветущим...") * * * ("Налей в бокал какое хочешь...") * * * ("Войди в меня, побудь во мне...") * * * ("Когда войдем мы ликовать...") * * * ("Я не хочу захоженных дорог...") * * * ("Прими Ее, мой пламенный двойник...") * * * ("Я дикий голод вспоминаю...") * * * ("Всё дано мне в преизбытке...") Цикл "Анастасия" объединяет часть стихотворений, написанных в 1921-1922 гг. под впечатлением гибели жены Анастасии Сологуб-Чеботаревской (утопилась 23 сентября 1921 г.). В полном составе и авторской композиции цикл был впервые опубликован в 1997 году А. В. Лавровым в книге "Неизданный Федор Сологуб".
Входимость: 1. Размер: 27кб.
Часть текста: получил образование, стал учителем. О детских и юношеских годах его мы почти ничего не знаем. Учителя Федора Кузьмича Тетерникова, автора учебника геометрии, мы тоже не видим. В нашем поле зрения он является прямо уже писателем Федором Сологубом, лет которому уже за тридцать, а по виду и того много больше. Никто не видел его молодым, никто не видел, как он старел. Точно вдруг, откуда-то появился - древний и молчаливый. "Рожденный не в первый раз и уже не первый завершая круг внешних преображений"... - так начинает он предисловие к лучшей, центральной в его творчестве книге стихов. Кто - то рассказывал, как Сологуб иногда покидал многолюдное собрание своих гостей, молча уходил в кабинет и там оставался долго. Был радушным хозяином, но жажда одиночества была в нем сильнее гостеприимства. Впрочем, и на людях он порой точно отсутствовал. Слушал - и не слышал. Молчал. Закрывал глаза. Засыпал. Витал где - то, куда нам пути не было. Звали его колдуном, ведуном, чародеем. Я впервые увидел его в начале 1908 года, в Москве, у одного литератора. Это был тот самый Сологуб, которого на известном портрете так схоже изобразил Кустодиев. Сидит мешковато на кресле, нога на ногу, слегка потирает...
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Часть текста: * * * ("К жизни забытой...") «К жизни забытой...» К жизни забытой, Мглою столетий обвитой, Жадно стремлюся опять, — Быть Абеляром, В доме угрюмом и старом Вновь с Элоизой мечтать. Нежно-жестоки Мудрые снова уроки, Вновь пламенеет любовь, И Алетея, В облике пламенном рдея, Мне улыбается вновь. Мщение, муки... В темные годы разлуки Светоч пылающий – Ты, А над могилой Кто-то мечтающий, милый Снова рассыплет цветы. Светлой мечтою Над озаренной плитою На землю снова вернет. Смелою волей Сбросим в безбрежность раздолий Мы зачарованный гнет. 26 июня (9 июля) 1922
Входимость: 1. Размер: 2кб.
Часть текста: * * * ("Я не хочу захоженных дорог...") «Я не хочу захоженных дорог...» Я не хочу захоженных дорог, — Там стережет зевающая скука. И без того труд жизни слишком строг, И все вокруг – несносная докука. Я не хочу нехоженых дорог, — Там стережет негаданное горе. И без того безжалостен к нам Рок. Изнемогаем в непосильном споре. И вот я медлю на закате дня Перед напрасно отпертой калиткой, И жду, когда Ты поведешь меня, Измученная пламенною пыткой. Мой верный вождь, мой друг и госпожа, Ты различать пути во тьме умела. Хотя б со страхом, женственно дрожа, Ты подвиг жизни совершала смело. Припоминать ли мне, как в темный час Ты погибала страшно и жестоко, И я в неведеньи Тебя не спас, Я, одаренный веденьем пророка? Об этом думать можно лишь в бреду, Чтоб умереть, не пережив мгновенья. Не думаю, не вспоминаю, – жду Последнего, отрадного явленья. 27 июня (10 июля) 1922
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Часть текста: * * * ("Гусли-самогуды...") «Гусли-самогуды...» Гусли-самогуды, Скатерть-самобранка, Где вы, кудеса? Нам одни причуды, Нам одна изнанка, Ось без колеса. Дьявол круги чертит, Дьявол ручку вертит, И скрипит шарманка. Тяжело дыша, Черту на потеху, Детям злым для смеху, Пляшет обезьянка, Бедная душа. Как мы, люди, жалки! Все для нас приманки, Вечно чересчур, И смеется свалке Ведьма-самозванка, Дьявол-самодур. Ах, назло заботам Дивным самолетом Уносись, беглянка, В светлые края. Видишь, – багряница! Ты теперь царица, А не обезьянка, Бедная моя. Все преграды пали. Твой удел разгадан, Даже на земле. Светел храм печали, Вьется синий ладан, Сладостный во мгле. 24 сентября (7 октября) 1922
Входимость: 1. Размер: 1кб.
Часть текста: * * * ("Верховный мир, творящий чудеса...") «Верховный мир, творящий чудеса...» Верховный мир, творящий чудеса, Юдольным миром самовластно правит. На голубые наши небеса Он тяжестью безмерной вечно давит. И содрогается наш плотский мир, Трехмерная и зыбкая преграда. В себя впивая пламенный эфир Цветущего верховной жизнью сада, И если воля есть, и жизнь, и я, Все это – дар верховного творенья, Мгновенный след иного бытия, Мгновенный свет иного вдохновенья. 26 июня (9 июля) 1922