• Приглашаем посетить наш сайт
    Лермонтов (lermontov-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1884"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J L M N O P Q R S T U V W X
    Поиск  
    1. Григорьева Е.: Федор Сологуб в мифе Андрея Белого
    Входимость: 4. Размер: 90кб.
    2. Ходасевич В.: Сологуб
    Входимость: 2. Размер: 27кб.
    3. Хроника жизни и творчества
    Входимость: 2. Размер: 27кб.
    4. Лосева М.: Сологуб
    Входимость: 2. Размер: 23кб.
    5. Жарким летом
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    6. Мешинг Эдгар: Федор Кузьмич Сологуб. 1863–1927. Воспоминания
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    7. Письма Ф. Сологуба к О. К. Тетерниковой. Часть 2.
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    8. Письма Ф. Сологуба к О. К. Тетерниковой.
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    9. * * * ("Пошел мне год уже двадцать второй...")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    10. * * * ("Город вовсе небольшой...")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    11. Интервью газете "Биржевые ведомости"
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    12. Пильд Л.: Пушкин в "Мелком бесе" Ф. Сологуба
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    13. * * * ("К первоначальной чистоте...")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    14. Письма Ф. Сологуба к О. К. Тетерниковой. Часть 1.
    Входимость: 1. Размер: 37кб.
    15. * * * ("Хорошо в широком поле...")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Григорьева Е.: Федор Сологуб в мифе Андрея Белого
    Входимость: 4. Размер: 90кб.
    Часть текста: Мне не представляется продуктивным как отказ от понятия рецепции, так и его традиционная трактовка. Между тем достаточно взглянуть на процесс рецепции с точки зрения теории интерпретации или коммуникации, как становится очевидным, что его понимание должно быть осложнено такими логическими понятиями как деформация, отклонение и редукция. Иными словами, то, что можно было бы определить как "неверное понимание" исходного текста, если бы вообще было бы возможно определение "верного понимания". Как правило, такой подход является уделом критики и выражается в форме обвинений авторами друг друга в "неправильной" трактовке того или иного текста. В то же время, среди аналитиков вопрос верификации беллетристики чрезвычайно непопулярен, он почитается несуществующим и недостойным научного внимания. Тем не менее, думается, и здесь могут быть намечены некоторые более или менее верифицируемые линии в стратегии анализа "непонимания" как одной из важнейших составляющих процесса интерпретации и, соответственно, рецепции. Пример, на котором я попытаюсь выстроить эту стратегию, представляется весьма показательным по ряду причин. Оба анализируемых автора принадлежат к одному направлению и периоду развития русской литературы, т. е. их творчество имеет достаточно оснований для соположения. С другой стороны, они являются представителями идеологически и методологически противонаправленных течений внутри направления, что в свою очередь создает предпосылку для полемики. Близость художественных методов и системы образов, и, с другой стороны, очевидные противоречия, были вполне осознаны обоими авторами, что естественно предполагает и достаточно осознанную взаимную деформацию как непосредственно...
    2. Ходасевич В.: Сологуб
    Входимость: 2. Размер: 27кб.
    Часть текста: он является прямо уже писателем Федором Сологубом, лет которому уже за тридцать, а по виду и того много больше. Никто не видел его молодым, никто не видел, как он старел. Точно вдруг, откуда-то появился - древний и молчаливый.    "Рожденный не в первый раз и уже не первый завершая круг внешних преображений"... - так начинает он предисловие к лучшей, центральной в его творчестве книге стихов. Кто - то рассказывал, как Сологуб иногда покидал многолюдное собрание своих гостей, молча уходил в кабинет и там оставался долго. Был радушным хозяином, но жажда одиночества была в нем сильнее гостеприимства. Впрочем, и на людях он порой точно отсутствовал. Слушал - и не слышал. Молчал. Закрывал глаза. Засыпал. Витал где - то, куда нам пути не было. Звали его колдуном, ведуном, чародеем.    Я впервые увидел его в начале 1908 года, в Москве, у одного литератора. Это был тот самый Сологуб, которого на известном портрете так схоже изобразил Кустодиев. Сидит мешковато на кресле, нога на ногу, слегка потирает маленькие, очень белые руки. Лысая голова, темя слегка заостренное, крышей, вокруг лысины - седина. Лицо чуть мучнистое, чуть одутловатое. На левой щеке, возле носа с легкой горбинкой, - большая белая бородавка. Рыжевато - седая борода клином, небольшая, и рыжевато - седые, висящие вниз усы. Пенснэ на тонком шнурке, над переносицей складка, глаза...
    3. Хроника жизни и творчества
    Входимость: 2. Размер: 27кб.
    Часть текста: и окончание Санкт-Петербургского Учительского института. 1 июля: Определён учителем Нарвского городского училища. 17 августа: Перемещён в Крестецкое городское училище (на должность учителя математики). Август: Переезд со всей семьёй в Крестцы (Новгородская губерния). 1882—1885 Служба в Крестецком городском училище. 1884 28 января: Публикация первого произведения Сологуба - стихотворения "Лисица и ёж" в четвёртом номере журнала "Весна" (за подписью Те-рников). Эту дату принято считать началом литературной деятельности Фёдора Сологуба. 1885 1 октября: Перемещён в Великолукское городское училище. Переезд в Великие Луки (Псковская губерния). 1885—1889 Служба в Великолукском городском училище. 1886 Апрель: В журнале «Русский начальный учитель» (№ 4) публикуется первая педагогическая статья Сологуба «О городских училищах». 1889 Осень: Перемещён в Вытегорскую учительскую семинарию. Переезд в Вытегру (Олонецкая губерния). 1889—1892 Служба в Вытегорской учительской семинарии. 1891 Июль: Поездка в Санкт-Петербург. Знакомство с Николаем Минским, сотрудником журнала «Северный вестник». 1892 Сентябрь: Переезд в Санкт-Петербург. Знакомство с редактором журнала "Северный вестник" А. Л....
    4. Лосева М.: Сологуб
    Входимость: 2. Размер: 23кб.
    Часть текста: самом дне жизни. Отец - незаконный сын полтавского помещика, крепостной. После отмены крепостного права Тетерников осел в Петербурге и занялся портняжным ремеслом, но жизнь его вскорости оборвала чахотка. Мать Федора, оставшись с двумя детьми (четырех и двух лет) на руках, поступила в услужение Федор и его сестра были почти воспитанниками в семье рано почившего коллежского асессора, где было принято читать, музицировать, посещать театры. Вместе с тем дети служанки строго должны были знать свое место. Мать трудилась в поте лица, вымещая на детях усталость и раздражение. Поэтому лирический герой самых первых стихотворений Тетерникова - босоногий поротый мальчик (пороли и били его и в школе, и дома, хотя было не за что - хорошо учился и выполнял всю заданную работу по хозяйству). Сборник "Библиотеки поэта" открывается полудетским стихотворением, написанным в 1879 г., основанным на противопоставлении грубой реальности волшебному миру грез: В мечтанья погруженный, По улице я шел. Я был король влюбленный, Пред мной стоял посол. От милой королевы Кольцо принес он в дар. Привет любимой девы Зажег во мне пожар. И вот в мою столицу Спешит уже она, В парчу и в багряницу Светло облечена. От счастья мои щеки Пылают горячо, И вдруг удар жестокий Я получил в плечо. И голос грубый, строгий Над ухом прогремел: "Мальчишка босоногий! Толкаться как ты смел!" Как из лазури ясной Я на землю упал, И франт, от злости красный,...
    5. Жарким летом
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    Часть текста: Жарким летом Жарким летом Безумно душен и тяжёл Горячий воздух. Лютый, красный, Дракон качается, — напрасный И безнадежный произвол. Долину сонную объемлет Изнемогающая лень, И тишина в полях, и дремлет Лесная тень. Не отдыхает в поле жница. Ее бичует лютый зной. Не раз невольною слезой Ее увлажнена ресница. С серпом сгибается она, Не видя грозных нив лазури, — Но близость бури, милой бури Ее томлению ясна... И ярой бури ждет долина, И неподвижно вся молчит, И только робкая осина Тихонько листьями дрожит. 14 декабря 1884
    6. Мешинг Эдгар: Федор Кузьмич Сологуб. 1863–1927. Воспоминания
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    Часть текста: добавлял мой осведомитель, грубоватый материалист по своим убеждениям. Когда же он пересказал содержание этого «декадентского» рассказа, во мне пробудился живой интерес к его автору. Это был рассказ «Тени», которым Сологуб дебютировал в русской литературе 2 и в котором он нарисовал ставшую в конце концов для него характерной реалистическую фантазию о тревожной душевной жизни ребенка. Герой живет как бы под гипнозом игры теней, которые оживают для его развлечения на освещенной стене усилиями измученных материнских рук. И после смерти ребенка сама безутешная мать поддается чарам этих жутких теней, чья темная мощь оказывается сильнее сопротивления, которое могли оказать этой силе ее ослабевшие больные нервы 3 . Эту трагическую историю Сологуб рассказал с такой впечатляющей силой, что она должна была потрясти любого читателя. С этого времени я не переставал интересоваться Сологубом, слышал иногда, что его называют «чародеем» «тайновидцем», но не имел случая лично встретиться с ним, несмотря на то, что постоянно вращался в литературно-артистических кругах и имел общих с Сологубом друзей, которые, как и я, внимательно следили за его новыми произведениями. В 1896 году внимание привлек его первый небольшой том стихотворений 4  — не столько своим мрачным содержанием, где уже существенную роль играли тени, мечты и смерть, сколько суверенным господством формы и своенравным, но мастерским использованием языка. Сологуб, уроженец Петербурга, жил тогда — и это очень характерно для него — в одном из наиболее грязных закоулков столицы, в до предела...
    7. Письма Ф. Сологуба к О. К. Тетерниковой. Часть 2.
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    Часть текста: Сейчас получили мы твое письмо, и я отвечаю тотчас, чтобы опять как-нибудь не замедлить ответом. Мое последнее письмо было от 3 октября и, значит, должно было прийти к тебе 7 октября и 8-го, т. е. на другой или на третий день после того, как ты послала свое письмо. Надеюсь, что ты уже получала его своевременно. Мы оба с маменькой и живы и здоровы; маменькин ревматизм уже настолько теперь полегчал, что маменька могла вчера и третьего дня ходить на панихиды, а сегодня на вынос... Вот наша печальная новость, которой ты, конечно, не ожидаешь: умер о. Петр Раевский. 1 Простудился где-то, поболел недолго, дней 10, но сильно: воспаление легких, - и умер в полночь с понедельника на вторник. Раиса Петровна, 2 конечно, сильно огорчена. Простудился он, может быть, на крестных ходах, которые были у нас по поводу того, что какой-то купец заказал для Муромского монастыря икону в дорогой оправе, точную- копию какой-то чудотворной иконы Богоматери, и ее у нас встречали и провожали с торжеством. 3 - Ты пишешь, что была несколько раз у Агаповых; знают ли они, что ты в...
    8. Письма Ф. Сологуба к О. К. Тетерниковой.
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    Часть текста: Сологуба, Ольги Кузьминичны Тетерниковой, до сих пор остается практически вне поля зрения исследователей жизни и творчества писателя; в воспоминаниях современников о Сологубе ей отводится всего по несколько строк. 1 Сологуб сам отметил в Предисловии к третьему изданию романа "Тяжелые сны" (сентябрь 1908 г.): "Милая спутница, изнемогая в томлениях суровой жизни, погибнет, и кто оценит ее тихую жертву? Посвящаю книгу ей, но имени ее не назову". 2 Сологуб открыто говорил о своем жизненном и творческом единстве с женой, Анастасией Николаевной Чеботаревской (1876-1921), 3 но, безусловно, писатель и его сестра были связаны не менее сильно. После смерти Ольги Кузьминичны Сологуб писал приятельнице покойной, М. Н. Карвовской: "Вы не можете знать, как велика моя потеря, как мне тяжело и пустынно. <...> С сестрой связана вся моя жизнь и теперь я словно рассыпался и взвеялся в воздух. Живу внешне как всегда, и пишу, но как-то мне дико, что умер не я". 4 Ольга Кузьминична Тетерникова родилась 11 (24) июня 1865 г. в Петербурге. 5 Как и брата, ее крестила Галина Ивановна Агапова, в семье которой на месте "одной прислуги" жила их мать, Татьяна Семеновна Тетерникова (1832-1894), но, по-видимому, особого интереса и внимания к Ольге "господа" не проявляли. 6 Она училась и жила в ремесленном...
    9. * * * ("Пошел мне год уже двадцать второй...")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    Часть текста: * * * ("Пошел мне год уже двадцать второй...") «Пошел мне год уже двадцать второй...» Пошел мне год уже двадцать второй, И в Крестцах я учителем год третий, А нa уроках я еще босой Сижу в училище, одет как дети. Просила мать, директор разрешил, И каждый год вновь пишет разрешенье, По бедности, и чтобы я служил Примером скромности и береженья. Простым я подпоясан ремешком, В рубашке ситцевой, зимой суконной. По улицам я в школу босиком Хожу, храня порядок заведенный. 18 сентября 1884
    10. * * * ("Город вовсе небольшой...")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    Часть текста: * * * ("Город вовсе небольшой...") «Город вовсе небольшой...» Город вовсе небольшой Над Холовою-рекой. Где ни стань, увидишь поле И окрестные леса, А расширился б ты боле, Не видал бы чудеса, Не видал бы диких леших На лесных зыбучих плешах, Не видал бы домовых И коварных водяных. И тебя бы замостили Камнем сплошь и плитняком. На базар бы не ходили В старых платьях босиком Чинодралов мелких жены, Чтоб дешевле покупать: Мы ведь, вишь, не наряжены, Из чего нам передать? И мещане не срывали б Ветки гибкие с берез, И в садах своих не драли б Голых жен пучками лоз. Дочерей насильно замуж Не сдавали б, как теперь. Да расширься ты, а там уж Все изменится, поверь. 23 апреля 1884