• Приглашаем посетить наш сайт
    Тредиаковский (trediakovskiy.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1905"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J L M N O P Q R S T U V W X
    Поиск  
    1. Григорьева Е.: Федор Сологуб в мифе Андрея Белого
    Входимость: 37. Размер: 90кб.
    2. Грачева А.: К истории отношений Алексея Ремизова и Федора Сологуба (Введение к теме)
    Входимость: 7. Размер: 24кб.
    3. Чулков Георгий: Федор Сологуб
    Входимость: 6. Размер: 45кб.
    4. Мирский Д.С.: Сологуб
    Входимость: 5. Размер: 13кб.
    5. Хроника жизни и творчества
    Входимость: 5. Размер: 27кб.
    6. За чай, за мыло (солдатская песня 1905 года)
    Входимость: 3. Размер: 1кб.
    7. Вражда и дружба стихий
    Входимость: 3. Размер: 8кб.
    8. Из 'Книги сказок'
    Входимость: 2. Размер: 11кб.
    9. Мешинг Эдгар: Федор Кузьмич Сологуб. 1863–1927. Воспоминания
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    10. Иванов-Разумник: Ф. Сологуб (из сборника "О смысле жизни")
    Входимость: 2. Размер: 126кб.
    11. Письма Ф. Сологуба к О. К. Тетерниковой. Часть 4.
    Входимость: 2. Размер: 29кб.
    12. Письма Федора Сологуба в Совнарком, В. И. Ленину и А. В. Луначарскому
    Входимость: 2. Размер: 11кб.
    13. Ходасевич В.Ф.: Федор Сологуб. Тяжелые сны
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    14. * * * ("В день Воскресения Христова...")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    15. * * * ("Мы – плененные звери...")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    16. Смерть по объявлению
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    17. Простая Песенка
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    18. Великий благовест. 1923 год.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    19. * * * ("Великого смятения...")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    20. Искали дочь
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    21. * * * ("Пришла ночная сваха...")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    22. Спутник
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    23. Земле
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    24. * * * ("Высока луна господня...")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    25. * * * ("Четыре офицера...")
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    26. * * * ("Белый мой цветок, таинственно-прекрасный...")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    27. Интервью газете "Биржевые ведомости"
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    28. Ерофеев В: Тревожные уроки 'Мелкого беса'
    Входимость: 1. Размер: 48кб.
    29. Швея
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    30. * * * ("В чародейном, темном круге...")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    31. Пустыгина Н. Г.: Символика огня в романе Федора Сологуба "Мелкий Бес"
    Входимость: 1. Размер: 42кб.
    32. Венгеров С.С.: Ф.К. Тетерников
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    33. Рождественский мальчик
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    34. Веселая народная песня (на четыре голоса)
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    35. * * * ("Кто на воле? Кто в плену...")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    36. Веселая песня
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    37. * * * ("Я к тебе головою приник...")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    38. * * * ("День безумный, день кровавый...")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    39. * * * ("Я был один в моем раю...")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    40. Стихотворения
    Входимость: 1. Размер: 108кб.
    41. Собака седого короля
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    42. * * * ("У правительства - нагайки, пулеметы и штыки")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    43. Шут
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    44. * * * ("Я к ней пришел издалека...")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    45. Магомедова Д.М.: Сологуб Ф. Биобиблиографическая справка
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    46. * * * ("Тяжелыми одеждами...")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    47. * * * ("Воцарился злой и маленький...")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    48. * * * ("День сгорал, недужно бледный...")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    49. Королева Ортруда. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    50. О символизме
    Входимость: 1. Размер: 15кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Григорьева Е.: Федор Сологуб в мифе Андрея Белого
    Входимость: 37. Размер: 90кб.
    Часть текста: подход, который по сути дела отменяет понятие рецепции, поскольку предполагает свободное циркулирование практически "ничейных" мотивов. Мне бы не хотелось впадать ни в одну из указанных крайностей. Мне не представляется продуктивным как отказ от понятия рецепции, так и его традиционная трактовка. Между тем достаточно взглянуть на процесс рецепции с точки зрения теории интерпретации или коммуникации, как становится очевидным, что его понимание должно быть осложнено такими логическими понятиями как деформация, отклонение и редукция. Иными словами, то, что можно было бы определить как "неверное понимание" исходного текста, если бы вообще было бы возможно определение "верного понимания". Как правило, такой подход является уделом критики и выражается в форме обвинений авторами друг друга в "неправильной" трактовке того или иного текста. В то же время, среди аналитиков вопрос верификации беллетристики чрезвычайно непопулярен, он почитается несуществующим и недостойным научного внимания. Тем не менее, думается, и здесь могут быть намечены некоторые более или менее верифицируемые линии в стратегии анализа "непонимания" как одной из важнейших составляющих процесса интерпретации и, соответственно, рецепции. Пример, на котором я попытаюсь выстроить эту стратегию, представляется весьма показательным по ряду причин. Оба анализируемых автора принадлежат к одному направлению и периоду развития русской литературы, т. е. их творчество имеет достаточно оснований для соположения. С другой стороны, они являются представителями идеологически и методологически противонаправленных течений внутри направления, что в свою очередь создает предпосылку для полемики. Близость художественных методов и системы образов, и, с другой стороны, очевидные...
    2. Грачева А.: К истории отношений Алексея Ремизова и Федора Сологуба (Введение к теме)
    Входимость: 7. Размер: 24кб.
    Часть текста: этапы взаимоотношений Федора Сологуба и Алексея Ремизова, причем акцент будет сделан: во-первых, на психологической стороне этих отношений, во-вторых, на представлении о Сологубе в сознании и творческой практике Ремизова, намного пережившего своего собрата по перу. Это "введение к теме" предваряет готовящуюся к публикации переписку Ремизова и Сологуба, основная часть которой сохранилась в личных архивах писателей в Пушкинском Доме и Российской национальной библиотеке. Знакомство Ф. Сологуба с А. Ремизовым состоялось в 1905 г., когда последний переехал в Петербург, стал служить в редакции журнала "Вопросы жизни" и вошел в литературный круг петербургских символистов. Говоря о психологической подоснове взаимоотношений обоих писателей, изначально необходимо учитывать одно обстоятельство. В 1905 г. на страницах журнала "Вопросы жизни" одновременно появились два романа - "Мелкий бес" Сологуба и "Пруд" Ремизова. Оба произведения были реализацией эстетических принципов символистской прозы. Частично были сходны и их символические образы, в которых авторы сконцентрировали свои представления об инфернальной и иррациональной подоснове мирового бытия. Определенным коррелятом образа знаменитой сологубовской "недотыкомки" был ремизовский образ столь же неясной "плямки", являющейся главному герою в роковые моменты его жизни. Как уже было сказано, по своей эстетической природе оба романа были явлениями одного типологического ряда. Однако по художественной форме произведение Сологуба намного превосходило творение Ремизова, которому, тем не менее, сам автор придавал особую значимость, до конца дней считая его одним из своих важнейших произведений. Закономерно, что "Мелкий бес" фактически заслонил ремизовский роман и для читателей, и для критиков. Как неоднократно, говоря о себе, отмечал сам Ремизов, он не высказывал обиды, но обижался. ...
    3. Чулков Георгий: Федор Сологуб
    Входимость: 6. Размер: 45кб.
    Часть текста: и пожимая мне руку, сказал, лукаво щуря глаза: — А по-моему, они темнеют... Я конечно догадался, что поэт, намекая на заглавие моей статьи, иронизирует добродушно по поводу этой несколько восторженной литературной декларации. По неопытности я недоумевал, как мне надо отнестись к иронии моего почтенного собеседника. Но Сологуб сам помог мне выйти из затруднительного положения, переведя разговор на мои стихи. У Сологуба тогда была борода, которую он впоследствии сбрил. Портрет Кустодиева 3 очень удачен в отношении сходства. Сологубу можно было тогда дать лет пятьдесят и более. Впрочем, он был один из тех, чей возраст определялся не десятилетиями, а по крайней мере тысячелетиями — такая давняя человеческая мудрость светилась в его иронических глазах. В одно из ближайших воскресений я получил от Сологуба приглашение его посетить. Он жил на Восьмой линии Васильевского острова, в доме Андреевского городского училища, где он служил в качестве инспектора. Сологуб тогда еще не был женат, и в доме хозяйничала его сестра, Ольга Кузьминишна 4 . Это была приветливая, но несколько застенчивая и очень скромная пожилая девушка. Лицом она была похожа на брата. Ходила она по комнатам бесшумно, как ходят монахини. И во всем облике ее было что-то монашеское. И в доме была чистота и порядок, как в монастырских кельях. Брат и сестра были чрезвычайно гостеприимны. Ужины они устраивали вкусные, угощая домашними соленьями и всякими яствами, и казалось, что ты сидишь не в Петербурге, а где-нибудь в далекой провинции, где люди хлебосольны и мастера готовить всякие настойки и закуски. В салоне Мережковских шли горячие дебаты на религиозно-философские темы; произносились монологи и диалоги, иногда речи походили на проповедь... У Сологуба таких «платоновских» бесед ...
    4. Мирский Д.С.: Сологуб
    Входимость: 5. Размер: 13кб.
    Часть текста: был выходец из низов, чей странный гений расцвел при самых неблагоприятных обстоятельствах. Федор Сологуб (настоящее имя - Федор Кузьмич Тетерников) родился в Петербурге в 1863 г. Отец его был сапожником, а после смерти отца мать пошла в прислуги. С помощью ее хозяйки Сологуб получил сравнительно приличное образование в Учительском институте. Закончив учение, Сологуб получил место учителя в захолустном городишке. Со временем он стал инспектором начальных школ, в девяностые годы был наконец переведен в Петербург. Только после огромного успеха своего знаменитого романа "Мелкий бес" он смог оставить педагогическую службу и жить на литературные заработки. Как и другие символисты, Сологуб был аполитичен и, хотя в 1905 г. был настроен революционно, в 1917 г. и позднее был холодно отчужден от происходящего. В 1921 г. при трагических и таинственных обстоятельствах погибла жена Сологуба - известная в литературе под именем Анастасия Чеботаревская, - но кроме этого в личной жизни Сологуба не было крупных событий и его биография состоит из истории его творчества. Он начал писать с восьмидесятых годов, но первые десять лет не имел никаких связей с литературным миром. Его первые книги были изданы в 1896 г. - сразу три: сборник стихов, сборник рассказов и роман "Тяжелые сны", над которым он работал больше десяти лет. Следующий сборник стихов и следующий сборник рассказов появились только в 1904 г. Для лучшего своего романа "Мелкий бес", над которым он работал с 1892 по 1902 гг., Сологуб в течение многих лет не мог найти издателя. Его наконец стали печатать в 1905 г. в приложениях к журналу, но журнал закрылся. И только в 1907 г. роман наконец был издан в виде книги и был принят на ура. Мелкий бес принес...
    5. Хроника жизни и творчества
    Входимость: 5. Размер: 27кб.
    Часть текста: отца. 1873—1875 Учёба в двухклассном Никольском приходском училище. 1875 Первые поэтические опыты Сологуба. 1876—1877 Учёба во Владимирском уездном училище. 1877—1878 Учёба в Рождественском городском училище. 1878—1882 Учёба в Санкт-Петербургском Учительском институте. 1882 Июнь: Защита диплома ("Сказки животного эпоса и нравственно-бытовые") и окончание Санкт-Петербургского Учительского института. 1 июля: Определён учителем Нарвского городского училища. 17 августа: Перемещён в Крестецкое городское училище (на должность учителя математики). Август: Переезд со всей семьёй в Крестцы (Новгородская губерния). 1882—1885 Служба в Крестецком городском училище. 1884 28 января: Публикация первого произведения Сологуба - стихотворения "Лисица и ёж" в четвёртом номере журнала "Весна" (за подписью Те-рников). Эту дату принято считать началом литературной деятельности Фёдора Сологуба. 1885 1 октября: Перемещён в Великолукское городское училище. Переезд в Великие Луки (Псковская губерния). 1885—1889 Служба в Великолукском городском училище. 1886 Апрель: В журнале «Русский начальный учитель» (№ 4) публикуется первая педагогическая статья Сологуба «О городских училищах». 1889 Осень: Перемещён в Вытегорскую учительскую семинарию. Переезд в Вытегру (Олонецкая губерния). 1889—1892 Служба в Вытегорской учительской семинарии. 1891 Июль: Поездка в Санкт-Петербург. Знакомство с Николаем Минским, сотрудником журнала...
    6. За чай, за мыло (солдатская песня 1905 года)
    Входимость: 3. Размер: 1кб.
    Часть текста: За чай, за мыло (солдатская песня 1905 года) За чай, за мыло (солдатская песня 1905 года) Братцы солдатушки, Бравы ребятушки, Шибко поспешайте, Бунты утишайте. - То-то вот, что тощи, Черви лезут во щи. Наши командиры Отрастили брюхи. - Братцы солдатушки, Бравы ребятушки, Злым не верьте людям, Мы вас не забудем. - Речи эти стары, Тары растабары, - Наши командиры Знают всю словесность. - Братцы солдатушки, Бравы ребятушки, По сему случаю Не хотите ль чаю? - Чаю мы желаем, Только вместе с чаем, Добрым обычаем, Дайте командиров Нам не мордобойцев. Братцы солдатушки, Бравы ребятушки, Что вас сомутило? Не хотите ль мыла? - Прежде дули в рыло, Нынче дали мыла, - Ишь, залебезило Грозное начальство Перед нашим братом. - 1905
    7. Вражда и дружба стихий
    Входимость: 3. Размер: 8кб.
    Часть текста: расчёт и ветер, и солнце, и многое другое. Кто идёт наобум, тот уж почти наверное нарвется на что-нибудь для него неожиданное. Стихии давно уже против нас. Ещё Чацкий говаривал, что мы живём "рассудку вопреки, наперекор стихиям".2] Это сказано, собственно, о фраке. Но это относится, конечно, и к очень многому другому. Говорят: в Цусимском бою солнце светило нашим в глаза, а у японцев оно было за спиною. Ветер тоже не поладил с нами, и помогал японцам, уж я не знаю, как именно. Прибавим заодно и обе остальные стихии: вода оказалась для нас неблагосклонною, потопила наши кое-как слаженные корабли, а земля... земля вблизи была японская. Конечно, она помогала нашему врагу. С её берегов налетала на нашу растерявшуюся эскадру туча миноносок. Я прочитал где-то, что на кораблях Небогатова3] пушки заржавели. Невероятно. Но что же можно сделать с враждою стихий? Ржавеют на дожде крыши домов, отчего же не заржаветь и пушкам. Враждебны нам стихии. Нелюбовь у нас и у стихии взаимная. Ни одна стихия нам не мила. Солнце, огонь, пламенное, страстное светило, источник света и тепла. Мы упрямо отвращаемся от солнца. От света. От всякого свита. Просвещение наше в упадке. Одежды наши темны и скучны. Жилища у нас сумрачны и...
    8. Из 'Книги сказок'
    Входимость: 2. Размер: 11кб.
    Часть текста: В НАЧАЛЬНИКАХ ЖИЛ НА СВЕТЕ мухомор. Он был хитрый и знал, как устроиться получше: поступил в чиновники, служил долго, и сделался начальником. Люди знали, что он не человек, а просто старый гриб, да и то поганый, но должны были его слушаться. Мухомор ворчал, брюзжал, злился, брызгал слюной и портил все бумаги. Вот один раз случилось, когда мухомор выходил из своей кареты, подбежал к тому месту босой мальчишка, и закричал: - Батюшки, какой большой мухомор, да какой поганый! Городовой хотел дать ему подзатыльника, да промахнулся. А босой мальчишка схватил мухомора и так швырнул его в стену, что мухомор тут и рассыпался. Босого мальчишку высекли, - нельзя же прощать такие шалости, - а только все в том городе были очень рады. И даже один глупый человек дал босому мальчишке на пряники. ДВА СТЕКЛА ДНО СТЕКЛО увеличивало, другое - уменьшало. И первое стояло над каплей воды и говорило другому стеклу: - Страшные большие существа носятся и пожирают друг друга. Другое смотрело на улицу и говорило: - Маленькие человечки мирно беседуют, и проходят, все проходят... Первое сказало: - Мои остаются. Боюсь, что доберутся они и до человечков. Но второе сказало: - Человечки уйдут... БЛАГОУХАННОЕ ИМЯ КОГДА ОДНА девочка была больна, то Бог велел ангелу идти и плясать перед нею, чтобы забавить её. Ангел подумал, что неприлично ангелу плясать перед людьми. И в ту же минуту Бог узнал, что он думает и наказал ангела, - и ангел стал маленькой девочкой, только что родившейся царевной, и забыл про небо, и про все, что было, и забыл даже свое имя. А имя у ангела было благоуханное и чистое, - у людей не бывает таких имен. И положили на бедного ангела тяжелое человеческое имя, - и стали звать царевну Маргаритой. Царевна выросла. Но она часто задумывалась, - ей...
    9. Мешинг Эдгар: Федор Кузьмич Сологуб. 1863–1927. Воспоминания
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    Часть текста: гонорар в 3000 рублей, который, я думаю, в три раза превосходил тогдашнее годовое жалованье учителя начальной школы. И при том этот рассказ — «чисто декадентская чепуха», добавлял мой осведомитель, грубоватый материалист по своим убеждениям. Когда же он пересказал содержание этого «декадентского» рассказа, во мне пробудился живой интерес к его автору. Это был рассказ «Тени», которым Сологуб дебютировал в русской литературе 2 и в котором он нарисовал ставшую в конце концов для него характерной реалистическую фантазию о тревожной душевной жизни ребенка. Герой живет как бы под гипнозом игры теней, которые оживают для его развлечения на освещенной стене усилиями измученных материнских рук. И после смерти ребенка сама безутешная мать поддается чарам этих жутких теней, чья темная мощь оказывается сильнее сопротивления, которое могли оказать этой силе ее ослабевшие больные нервы 3 . Эту трагическую историю Сологуб рассказал с такой впечатляющей силой, что она должна была потрясти любого читателя. С этого времени я не переставал интересоваться Сологубом, слышал иногда, что его называют «чародеем» «тайновидцем», но не имел случая лично встретиться с ним, несмотря на то, что постоянно вращался в литературно-артистических кругах и имел общих с Сологубом друзей, которые, как и я, внимательно следили за его новыми произведениями. В 1896 году внимание привлек его первый небольшой том стихотворений 4  — не столько своим мрачным содержанием, где уже существенную роль играли тени, мечты и смерть, сколько суверенным господством формы и своенравным, но мастерским использованием языка. Сологуб, уроженец Петербурга, жил тогда — и это очень характерно для него — в одном из наиболее грязных закоулков столицы, в до предела замызганном доме, со своей сестрой 5 , не очень-то отличавшейся от брата-поэта, «чародея», который мог весь вечер просидеть в...
    10. Иванов-Разумник: Ф. Сологуб (из сборника "О смысле жизни")
    Входимость: 2. Размер: 126кб.
    Часть текста: вышли небольшими брошюрами книги пятая и шестая его стихотвореній; недавно вышли седьмая книга стиховъ (переводы изъ Верлена) и восьмая ("Пламенный Кругъ"). Мы имѣемъ въ рядѣ перечисленныхъ книгъ около пятисотъ стихотвореній; за пятнадцать лѣтъ это не такъ много, но болѣе чѣмъ достаточно для того, чтобы опредѣлился "удѣльный вѣсъ" поэзіи. Въ этомъ отношеніи не можетъ быть двухъ мнѣній: Ѳ. Сологубъ дѣйствительно "Божіею милостью поэтъ", одинъ изъ первыхъ послѣ Бальмонта и Брюсова за все послѣднее десятилѣтіе. Тоскливая и больная, но великолѣпная поэзія Ѳ. Сологуба займетъ въ исторіи русской литературы узкое, но высокое мѣсто; своеобразное и нѣсколько однообразное поэтическое творчество его всегда будетъ находить звучащія ему въ униссонъ родственныя души. Но художественное творчество Ѳ. Сологуба далеко выходитъ за предѣлы чистой лирики; повѣсти и романы Ѳ. Сологуба замѣчательны не менѣе его стихотвореній. Надо замѣтить, что далеко не вся проза Ѳ. Сологуба собрана въ его книгахъ; многое и чрезвычайно характерное остается разбросаннымъ по разнымъ сборникамъ и журналамъ (особенно въ "Золотомъ Рунѣ", въ "Перевалѣ", въ "Вѣсахъ"): таковы всѣ...